Сможет ли помочь консультант?

Мы живем в такое время, когда руководителям приходится весьма непросто. Очень часто руководители предприятий сталкиваются с ситуациями, которые непонятно, как решать. Иногда полагаются на интуицию или выбирают курс действий случайно, иногда ждут, может все само собой разрешиться. Все чаще руководители прибегают к помощи консультантов, специалистов по решению тех или иных проблем.

Так чем отличается настоящий профессионал, который сможет помочь? Каков он? Что он должен делать?

Вообще то, как обычно предлагается консалтинг, весьма интересно. Смотрите, что происходит:

 

Руководитель имеет проблему, которую не может решить, поэтому сначала считает, что ее не сможет решить никто. В принципе руководитель может предположить, что кто-то эту проблему сможет решить, но она должна решаться очень сложно, или возможно есть какой-то тайный секрет, который фантастическим образом приведет к успеху.

Самое интересное заключается в том, что это отчасти правда. Как, правда и то, что решение обычно очень простое. Дело в том, что проблему обычно не там решают, и в том месте, где решают, решить ее практически невозможно. Например: вы строите дом, и у вас проблема с фундаментом, а проблемы вы решаете на пятом этаже, потому что там вы увидели трещину. Так вот, очень часто к вам приходит специалист по «заделыванию трещин на пятых этажах», предлагает фантастическое решение и с большими трудностями и за большие деньги «решает» проблему. Все довольны. Руководитель убедился сам и показал другим, что проблема действительно очень сложна, не зря же он не мог ее решить. Специалисты, как положено, показали массу секретов и специальных технологий, т.е. дали своему клиенту то, что он «хотел», не эффективное решение проблемы, а убежденность в том, «что все непросто». В этом и есть особенность предложения консалтинга. Иногда клиент на самом деле проблему не хочет решать, иногда консультанту выгоднее «не навлекать гнев клиента, показывая простые решения», очень часто в ответ на простое и эффективное решение можно получить: «это всем известно» или «это очевидно, а где же консалтинг?». Но кажущаяся простота и легкость решения может быть только тогда, когда консультант очень хорошо знает предмет и может легко определить настоящую причину. Есть одна история про лауреата Нобелевской премии Петра Леонидовича Капицу (отца известного ведущего передачи «Очевидное — невероятное»). В 20х годах прошлого века одна английская фирма пригласила Петра Леонидовича починить электродвигатель. Был заплачен очень большой по тем временам гонорар 10 000 фунтов. Петр Леонидович внимательно изучил это устройство, потом взял молоток и в определенном месте ударил им по электродвигателю, и он заработал. Сразу же возникли вопросы: «Как так? 10 000 фунтов за один удар молотком?». На что Петр Леонидович ответил: «За удар молотком 1 фунт, а все остальное за то, что знал, где ударить».

К простоте и профессионализму приводит хорошее знание основ. Посмотрите, чем отличается художник, имеющий базовое образование, и любитель который его не имеет. Любитель начинает с того, что пытается рисовать сложные объекты, например людей или животных. Как правило, рисунок не бывает по настоящему хорошим. Напротив, в художественной школе учат сначала рисовать простые объекты куб, конус, шар. Обучают тому, как использовать цвет и т.д. К тому чтобы рисовать сложные объекты приступают позднее, когда освоены более простые, и они получаются хорошо. Любитель хочет рисовать лошадей, он не хочет рисовать конусы или кубики, но получить результат не удается. Даже если он будет много раз пытаться рисовать лошадь, все равно будет что-то не то. Нет основ. И самым быстрым способом научиться рисовать лошадей окажется начать с основ. Плохую услугу оказывает то, что изучать основы кажется «неприличным» или «не соответствующим статусу», потому что принято считать, что основы все знают. Очень хорошо в этот момент вспомнить изречение Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю». Или задать вопрос: «Если Вы это знаете, то почему не делаете?».

Очень часто простота бывает обманчива. Как только начинаются вводиться в действие простые решения, неожиданно оказывается, что существует много препятствий, чтобы их ввести. Одно из таких препятствий выглядит так: «Мы понимаем, что сказанное правильно и это необходимо» — говорит руководитель, и … ничего по этому поводу не делает. Консультанты, которые на практике знают основы и могут решать подобные проблемы, помогая руководителю наводить порядок в его бизнесе, бесспорно, являются хорошими специалистами.

Хочется пожелать руководителям иметь хороших консультантов, которые не зря получают свои гонорары.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: