Целями тренинга являются:
· обучение технологии убеждения;
овладение эффективными методами работы с потребностями клиента;
формирование и развитие способности усиления значимости предлагаемого товара или услуги для клиента;
обучение способности предвидеть последствия взаимодействия с клиентом;
развитие навыков подготовки к работе с «трудным клиентом»;
овладение навыками ведения беседы, использования вопросов, выявления интересов клиента.
В качестве обучающих средств используются групповые дискуссии, ролевые игры, психогимнастика, программированные инструкции, тематические упражнения, информационные сообщения. В ходе тренинга каждому участнику выдаются справочные материалы.
Тренинг состоит из четырех разделов:
1. «Вступительная часть»;
2. «Потребности»;
3. «Технология выявления и развития потребностей»;
4. «Работа с критериями выбора клиента»;
Содержание программы:
Раздел 1. Вступительная часть
1. Вступление
Короткое информационное сообщение о целях и задачах тренинга, а также о средствах, с помощью которых они будут достигнуты.
2. Установление групповых норм
«здесь и теперь», «конфиденциальность», «физическая закрытость», «активность», «искренность», «конструктивная обратная связь»
3. Выбор формы обращения
В ходе дискуссии группа выбирает одну из форм обращения друг к другу: по имени «ты — вы» или по имени – отчеству «ты — вы».
4. Высказывание ожиданий от работы
Члены группы высказывают свои ожидания, опасения, сомнения по поводу тренинга.
Раздел 2. Потребности.
Основные темы Содержание
-
Основные цели этапа сбора информации.
1) выявление потребностей
2) развитие потребностей
3) расширение потребностей
4) Анализ каждой цели. Что достигаем, выполняя каждую цель.
2. Виды потребностей
· Что покупают люди. Где искать основные интересы.
· Понятие «явная потребность».
· Понятие «скрытая потребность».
· Концепция «решение проблем».
3. Концепция «выгод».
Восприятие характеристик и преимуществ в бизнесе. Четыре вида «выгод»:
· «потенциальная»;
· «скрытая»;
· «явная»;
· «личная».
4. Критерии принятия решений.
Три стадии процесса принятия решения:
1. идентификация критериев,
2. определение степени важности критериев,
3. оценка вариантов согласно критериям.
5. Стратегия «входа».
Особенности работы на предварительном этапе. Три «зоны влияния» и виды работ в каждой зоне:
1. «зона восприятия»;
2. «зона неудовлетворенности»;
3. «зона силы».
Как лучше начинать стратегию взаимодействия с клиентом? Где начинаем развивать потребности?
6. Планирование стратегии выявления потребностей.
· Постановка цели встречи с клиентом.
· Цели «развития» клиента
· Цели «ведения» клиента (расширение потребностей).
· Концепция «заказ-продвижение-продолжение-отказ».
7. Технология выявления и развития потребностей.
· Как выявлять потребности без давления на клиента?
· Слушать или говорить?
· Почему задавание вопросов иногда раздражает клиента.
· Последовательность задавания вопросов, которые ведут к успеху. Технология «СПИН».
Раздел 3. Технология «СПИН».
1. Ситуационные вопросы «С-пин».
-
Определение понятия ситуационный вопрос (СВ)
-
Цели постановки СВ
-
Примеры
-
Когда можно задавать
-
Основные ошибки употребления СВ
-
Правила построения
-
Как планировать
-
Упражнения
2. Проблемные вопросы «с-П-ин»
-
Определение понятия проблемный вопрос
-
Цели задавания ПВ
-
Определение проблем клиента
-
Примеры
-
Когда можно задавать
-
Правила построения
-
Как планировать
-
Упражнения
3. Извлекающие вопросы «сп-И-н»
-
Определение понятия Извлекающий вопрос
-
Цели ИВ
-
Примеры
-
Понять или убедить. Когда ИВ заставляет «страдать» клиентов
-
Когда можно задавать
-
Правила построения
-
Как планировать
-
Различия между проблемными и извлекающими вопросами
-
Упражнения
4. Направляющие вопросы «спи-Н»
-
Определение понятия направляющий вопрос
-
Цели НВ
-
Примеры
-
Когда можно задавать
-
Правила построения
-
Как планировать
-
Различия между извлекающими и направляющими вопросами
-
Упражнения
Раздел 4. «Работа с критериями выбора» клиента.
1. Как люди делают выбор.
Три стадии процесса принятия решения:
-
идентификация критериев,
-
определение степени важности критериев,
-
оценка вариантов согласно критериям
2. Задачи на этапе работы с критериями принятия решения.